Родительское собрание
Тема: «Как найти пути к бесконфликтной дисциплине».
Цель: развитие у родителей навыков взаимодействия с ребенком. Умения наладить дисциплину и установить семейные правила.
Ход собрания.
Теоретическая часть.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято ругать и наказывать. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они сходят «с рейсов2 под влиянием нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике и наказании. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на первый взгляд, кажется, что он «просто не слушается», «не хочет понимать», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная.
Выделяю 4 основных причины серьезных нарушений поведения детей:
1. Борьба за внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
2. Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряется у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Если замечания и советы слишком часты, критика слишком резка, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает бунтовать.
3. Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на родителей. Например. Мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки или в больнице), или родители уделяют внимания больше младшему и т.п. в глубине души ребенок переживает и даже страдает. А на поверхности те же протесты, непослушание.
4. Потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то области одной жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Наполненный горьким опытом критики в свой адрес и неудачами, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего и стараться, все равно ничего не получиться». Это в душе, а внешним поведением нон показывает: «Мне все равно…», «Я буду плохой…».
Всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!». Может ли родитель помочь ему? Практика показывает, что может. Но для этого нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно понять, какая из 4 эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать.
Практическая часть.
1. Анализ трудных ситуаций.
1) Мама 15летней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубить. Отдалилась от нее. Отчуждение очень мучили маму, но она не знала как вести себя,… в чем причина агрессии ребенка?
2) Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает. Как быть?
3) Мама 5летнего ребенка жалуется на выходку сына психологу: «Недавно сидим с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь, идет на нс с палкой и прямо бьет!». Как вы думаете, в чем причина агрессии ребенка?
4) Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, но он рад встрече с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?
2. Упражнение «В чем ошибка?»
1) «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»
2) «Я хочу. Чтобы через 5 минут ванна была убрана. Приступай!»
3) «Нет, я не разрешаю тебе идти кататься на лыжах. Ты сломаешь ногу».
4) «Тебе нельзя идти гулять на улицу пока не уберешь в комнате».
Возможные варианты ответов.
1) Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу. Лучше сказать:
«Обед почти готов. Иди, накрывай на стол».
2) Слишком большой объем работы за короткое время. Лучше сказать: «К нам приходят гости, помоги мне сейчас убраться в ванной».
3) Слишком критично. Предполагает неудачу. Лучше: «После того, как ты уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти гулять».
4) Неясно, какую работу нужно сделать. Лучше: «После того как ты уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти играть».
Вам может показаться неожиданным тот факт, что детям не только нужен порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной, создает чувство безопасности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то, скорее всего, дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому мы, сегодня рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье дисциплину
Правило первое. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребёнка. Если родители стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними, то они начинают идти на поводу у собственного ребёнка.
Правило второе. Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
Нужно опасаться другой крайности – воспитания в духе « закручивание гаек».
Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Ребёнку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать на чём попало, шумно играть… Все это и многое другое – проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании.
Правило четвертое. Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
Правило пятое. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме.
Правило шестое. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Выполнение этих правил обеспечит безопасное и нормальное развитие ребенка.
Следует помнить о таких моментах перед составлением или изменением правил в вашей семье:
запреты, ограничения должны быть четко сформулированы в позитивном стиле и иметь конкретный характер;
ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту);
ограничение должно быть выполнимым. Если составленное вами правило недейственно, его нужно изменить.
Правило первое. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребёнка. Если родители стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними, то они начинают идти на поводу у собственного ребёнка.
Правило второе. Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
Нужно опасаться другой крайности – воспитания в духе « закручивание гаек».
Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Ребёнку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать на чём попало, шумно играть… Все это и многое другое – проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании.
Правило четвертое. Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
Правило пятое. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме.
Правило шестое. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
|